![]() Екатерина II не понимала истинных политических замыслов масонства. Рядовые
русские масоны увлекались показной, мистической стороной масонства, его
таинственными обрядами. Екатерине II все это казалось смешной и нелепой
игрой.
Как и сами многие рядовые масоны, Екатерина II не понимала, какую страшную заразу несут с собой выросшие от одного корня масонство и французская просветительная философия, ведя наступление на Бога и на основы нормальной нравственности. Выдающимся масонским деятелем эпохи Екатерины II был И. Новиков. Будучи членом ордена Розенкрейцеров, Новиков одновременно был членом французского ордена Мартинистов. Реформатор Мартинизма Клод де Сент-Мартен
Активным распространителем мартинизма в России был русский дипломат Куракин, ставший одно время послом во Франции. Куракин подружился с Сент-Мартеном, был посвящен в тайны ордена и стал его представителем в России. Вернувшись в Россию, князь Куракин завербовал в члены ордена Новикова. В 1773 году Новиков вместе с другими масонами создает в Петербурге "общество, старающееся о напечатании книг", а в следующем году "типографскую компанию". Когда центр масонства из Петербурга переносится в Москву, там создается "Дружеское общество", цель которого – издание в широких масштабах масонской литературы и сочинений французских энциклопедистов. Куратор московского университета, масон Херасков, сдал Новикову в аренду университетскую типографию. Позже на денежные пожертвования богатых масонов Новиков создает "типографское товарищество", которое покупает несколько типографий и организует книжные лавки во многих городах. Пользуясь масонскими связями и формой масонской организации, Новиков организует издание масонской и мистической литературы. Масонский характер носят и издававшиеся им журналы "Утренний свет", "Покающийся трудолюбце" и другие. "Типографское общество" наряду с произведениями Якова Бема, Арндта и Шпенера печатало оригинальные и передовые сочинения, излагавшие моральную религию секты. Скоро вся литература была пропитана этим учением, а русское общество оказалось очень восприимчивым к нему. Книга Сан-Мартена "Ошибки добродетели", переведенная Страховым, и "Небесные тайны" Свендберга нашли в Петербурге и Москве ревностных читателей. Новиков был душой этого движения... Вместе с масонской литературой издавались также антирелигиозные и антимонархические
произведения французских "просветителей" Вольтера, Монтескье и других,
а для отвода глаз и различные обычные книги, учебники, романы и т. д.
Новиков развивал в своих статьях мысль, что "быть около царя — быть около смерти". Разве он один в своих произведениях и издаваемых книгах явно или иносказательно выступал против религии и монархии? Этим в "златой век Екатерины" занимались все русские "мыслители" и писатели, и масоны, и не масоны. В таком же духе писал масон Херасков, куратор Московского университета, пригревший Новикова и Шварца. Херасков сочинил известный масонский гимн, "Коль славен наш Господь в Сионе", который пели масоны на своих собраниях, и который позже, одно время считался... русским национальным гимном.
Иных законов я не буду знать во век, — А в журнале "Вечерняя заря" (1782 г. IX) было помещено следующее поэтическое произведение:
...Все делай тленным! То телом иногда ты душу называй, ...Скажи, что Бога нет, ...Что вера есть обман. Условия для работы масонов в Москве ухудшились только когда Главнокомандующим
Москвы был назначен граф Брюс, который подозревал, что "просветительная
деятельность" есть только маскировка тайных политических целей масонов.
В секретной программе ордена А. Вейсгаупт писал:
Только в 1785 году, возможно, узнав о замыслах Иллюминатов, Екатерина решилась дать указ графу Брюсу и Московскому Митрополиту Платону о проверке всех книг, изданных Новиковым. Но первая проверка окончилась для Новикова благополучно. Митрополит Платон, которого некоторые историки русского масонства самого считают масоном, дал благожелательный отзыв о большинстве изданий Новикова. В итоге была запрещена продажа только 6 книг. Новиков и другие масоны продолжали выпускать развращающие книги. |
|
|
|