![]() Обоготворив таким образом свое положение, творцам и толкователям талмуда оставалось сделать обратное с Богом, представив его существом чисто вымышленным, низменно человекоподобным, служащим поводом для насмешек евреев, и уничтожавшем в них самое воспоминание о величавом Иегове, коему поклонялись их отцы. Таким образом, давнишнее фарисейское стремление, отрицавшее всякое божество, кроме природы, было достигнуто единственно верным и осторожным способом, ибо при обнародовании в Израиле этих своих взглядов в неприкрытом виде они могли вызвать опасные сопротивления. Так как для толпы являлось необходимым сохранить основу вероучения Бога Создателя, фарисеи удовлетворились сохранением в чистоте пантеистического начала лишь для своих тайных книг и своих собраний высшей каббалы, и выдвинули в талмуде Бога; но Бога умаленного, забавного и странного. Просмотрим талмуд и возьмем наудачу несколько примеров шутовства, к которым примешано имя Всевышнего Бога.
Вполне понятно, что Бог, изображаемый в таком виде, мало внушителен для людей, почему талмуд его и описывает осыпаемым упреками. Даже луна упрекает его в том, что он сотворил ее меньшей, нежели солнце, и Бог смиренно признается в своей оплошности. Бог к тому же легкомыслен и дает необдуманно клятвы. Для того чтобы от их избавляться, существует могучий ангел, называемый Ми, находящийся постоянно между небом и землей, приносящий ему освобождение от легкомысленно принятых на себя обязательств. Но случается, что этот ангел не оказывается на своем посту, и тогда Бог бывает поставлен в большое затруднение. Так, однажды израильский мудрец услышал его восклицающим: «Горе мне! Кто избавит меня от моей клятвы?» Мудрец побежал рассказать это своим товарищам, раввинам, обозвавшим его ослом, за то, что он не освободил самого Бога от клятвы, на что каждый раввин, оказывается, имеет право.
Талмуд наполнен страницами, освещающими вопросы о злых духах, и все истории, которые он рассказывает, легли в основание книг о колдовстве и чернокнижии, столь распространенных в средние века, и которые за это в последние годы вновь пользуются общественным вниманием. С полным основанием Элифас Леви говорит, что талмуд есть основа чернокнижия. Злые духи, колдовство, чары встречаются там на каждой странице. Не надо рисковать ходить в глухие места, ибо там обитают злые духи, не надо быть в одиночестве во время роста и ущерба луны, так как это время принадлежит злым духам; не надо никому кланяться ночью, ибо тот, кому вы кланяетесь, может оказаться злым духом и т. д. Самые нелепые суеверия, распространявшиеся впоследствии ворожеями самого
низкого сорта и мошенниками-колдунами (встреченный крест – дурной знак
близкого несчастья, пятница – несчастливый день и т. п.) впервые записаны
в талмуде и составляют часть раввинского обучения. Раввины, ценившие себя
так высоко, ставя свою мудрость выше божественной, не могли не приписывать
себе и большой власти над злыми духами. Талмуд утверждает, что эта власть
безгранична, и что они ею пользуются для самых удивительных опытов магии.
Оно и понятно, поскольку само это учение весьма похоже на учение о становлении
низким духом.
|
|
|
|