Издания Талмуда очень многочисленны, особенно Талмуда Вавилонского,
наиболее чтимого евреями, как выражавшего в наименее скрытом виде чаяния
и помыслы еврейского народа. Самое старое издание, почти
современное началу книгопечатания, выпущено в Венеции в 1520 году Бомбергом:
оно содержит двенадцать томов. Эти издания привели евреев к определенным
затруднениям. До этого времени, если какой-либо ученый, или крещеный еврей
указывали на безнравственность учения евреев и приводили в подтверждение
своих слов выписки из их священных книг, эти последние отделывались криком
о невежестве переводчиков или же злом умысле переписчика; с автором, сличающим
рукописи с произведением печатным, окончательным, облеченным признаком
достоверности, подобный прием становился немыслимым, и антисемиты XVI века
тотчас же получили прочную основу для подкрепления перед властями своих
обвинений. Благодаря этому, третье издание Талмуда, Базельское, 1581 года,
было цензурой Священной Империи очищено от некоторых особенно злобных мест
против христианства.
Вследствие новых жалоб, последовавших в результате появления Амстердамского
издания, на этот раз полного (в 1600 году), и Краковского (в 1605 году),
раввины решили, что осторожнее будет не давать больше оружия против Израиля.
Вследствие этого верховный синод, собранный в Польше в 1631 году, постановил
вырезать во всех последующих изданиях все вызывающее нападки места, но
он сделал это в выражениях, достойных быть отмеченными, как памятник еврейского
вероломства:
«Поэтому мы предписываем, под страхом высшего отлучения, ничего не
печатать в будущих изданиях Мишны или Гемары, что имеет отношение, хорошее
или дурное, до деяний Иисуса из Назарета. Мы приказываем, следовательно,
оставлять белыми места, где вопрос касается Иисуса Назарянина. Кружок,
подобный этому "0", поставленный на этом месте, будет служить для раввинов
и учителей предупреждением, что это место должно быть преподаваемо молодежи
исключительно устно. При соблюдении этой предосторожности ученые назаряне
(христиане) не будут иметь повода нападать на нас по этому вопросу». |
В Талмуде постоянно повторяется мысль о превосходстве творений раввинов
над текстами Ветхого Завета:
«Слова Талмуда более сладки, нежели слова завета». |
Чтобы объяснить это превосходство, еврейское предание утверждает, что
Бог на горе Синай передал Моисею не только Библию, но и Талмуд с того лишь
разницею, что Талмуд, как труд более ценный, должен был передаваться лишь
устно, чтобы народы, поклонявшиеся идолам, в случае, если бы они подчинили
себе евреев, не могли бы с ним ознакомиться, а также еще потому, что если
бы Бог пожелал записать Талмуд, то земля не могла бы вместить всех его
писаний. Обоготворив таким образом Талмуд, учение синагоги возвеличило
сословие раввинов, которому Израиль был обязан созданием и сохранением
столь великого труда. Поэтому раввины являются предметом почитания поклонения
и выполняют роль гуру.
Талмуд содержит много противоречивых взглядов, высказываемых раввинами
по одному и тому же вопросу и в одно и то же время. Понятно, что одновременно
все не могут быть правы, если противоречат друг другу, и каким образом
в таком случае решить, кто прав? На это опять дает ответ рабби Менахем:
«Все слова раввинов, всех времен и поколений суть слова Бога, подобно
словам пророков, даже в том случае, когда они находятся в противоречии
друга с другом; кто же противоречит раввинам, вступает с ними в спор или
ропщет на них, тот спорит с самим Богом и ропщет на Него». |
Вот так. Все ясно и просто.
Действительно, как быть, если существуют разногласия между школой Гиллеля
и Шамаи, когда «оба мнения суть слова Бога, как слова Гиллеля, так и
слова Шамаи», говорит священная книга синагоги? Остается вывести заключение,
что «так как всякое слово раввинов божественно, то делай то, что твое
сердце тебе подскажет, сообразно с возможностью исполнения».
Из этого мы видим, что духовный уровень раввинов был весьма далек он
абсолютного, потому что абсолют подразумевает единство, и нет истинных
учений, которые противоречили бы друг другу. Если же противоречия имеются
даже внутри одной системы, то ее едва ли можно считать истинной и абсолютной.
Поэтому восприятие слов любого раввина как откровение конечной Истины вряд
ли представляется правильным. И это духовное несовершенство выражается
у раввинов и в равнодушии к поступкам людей, вполне соответствующем идеалу
фарисеев, и выражающемся в следующем предписании:
«Грешить разрешается, лишь бы грех совершался тайно». |
|