1 августа 1822 года Александр I дал следующий указ:
"Все тайные общества, под каким бы наименованием
они не существовали, как то масонских лож и другими, закрыть и учреждения
их впредь не дозволять, а всех членов сих обществ обязать подписками, что
они впредь ни под каким видом: ни масонских, ни других тайных обществ,
ни внутри империи, ни вне ее составлять не будут". |
"Что делал бы Император Александр I в создавшейся
атмосфере, если бы в ближайшем к С.-Петербургу районе не было бы мощного
кулака поселенных войск (надо считать около 100.000 человек), а на юге
240 эскадронов – войск, беспрекословно преданных Императору, войск, которые
были крепко в руках графа Аракчеева, на которого к тому же равнялась масса
артиллерии.
И в этом также кроется разгадка той травли, которая велась и ведется
против Алексея Андреевича, бывшего, как и при Павле I, грозным препятствием
для дворцовых переворотов, – организатора, воспитателя и руководителя поселенных
войск". |
Очень характерно, что декабристы особое внимание сосредоточили на проведении
революционной работы именно в районе военных поселений. Масоны и русские
якобинцы, видимо, отдавали себе отчет в том, что военные поселения являются
орудием, направленным против них. С другой стороны, они старались использовать
недовольство, имевшееся среди военных поселений, и направить его с помощью
намеренных строгостей против правительства.
Раскрытие заговора декабристов было обнаружено не где-нибудь, а в военных
поселениях на юге России. Штаб южного района поселений напал на след революционной
работы масона полковника Пестеля.
"Есть слухи, – записывает в 1824 году Александр I,
– что пагубный дух свободомыслия или либерализма растет или, по крайней
мере, сильно развивается уже между войсками. Что в обеих армиях, равно
как и в отдельных корпусах, есть по разным местам тайные общества или клубы,
которые имеют притом своих секретных миссионеров для распространения своей
партии". |
"...Когда Император Александр получил первые доклады
о заговоре декабристов, он отнесся к ним так, что смутил докладчиков.
"Вы знаете, – сказал он одному докладчику, – что я сам разделял и поддерживал
эти иллюзии; не мне их карать!" |
Другому докладчику он ответил невниманием. Однако последующие известия
уже не о предосудительных иллюзиях, а об определенном заговоре заставили
Александра в последний год его жизни начать дознание. Во время этого дознания
он и скончался.
Подобное изображение историком С. Платоновым отношения Александра I
к заговору декабристов неверно. Александр I все время готовился к разгрому
тайных политических обществ. Именно с этой целью он стремился создать верные
себе войска в военных поселениях.
В письме к кн. С. С. Мещерской Император упоминает о "средствах против
власти зла, растущего с быстротой, и о скрытых средствах, которыми пользуется
сатанинский гений".
О том, что под "сатанинским гением" Александр I понимал международное
масонство, ясно видно из письма его из Лайбаха князю Голицыну в феврале
1821 года.
"Из писем ваших и кошелевских поручений я усматриваю
критику той политической системы, коей я ныне придерживаюсь. Не могу я
допустить, что это порицание могло у вас появиться после того, как в 6
месяцев принцип разрушения привел к революции в трех странах и грозит распространиться
по всей Европе. Ведь нельзя, право, спокойно сего допускать. Едва ли ваше
суждение может разойтись с моей точкой зрения, потому что эти принципы
разрушения, как враги престолов, направлены еще более против веры, и что
главная цель, ими преследуемая, идет к достижению сего, на что у меня имеются
тысячи и тысячи неопровержимых доказательств, которые я могу вам представить.
Словом, это результат, на практике примененный, доктрин, проповеданных
Вольтером, Мирабо, Кондорсе и всеми так называемыми энциклопедистами".
"Прошу не сомневаться, – продолжает Император Александр, – что
все эти люди соединились в один общий заговор, разбившись на отдельные
группы и общества, о действиях которых у меня все документы налицо, и мне
известно, что все они действуют солидарно (!). С тех пор, как они убедились,
что новый курс политики кабинетов более не тот, чем прежде, что нет надежды
нас разъединить и ловить в мутной воде, или что нет возможности рассорить
правительства между собою, а главное, что принципом для руководства стали
основы христианского учения, с этого момента все общества и секты, основанные
на антихристианстве и на философии Вольтера и ему подобных, поклялись отмстить
правительствам. Такого рода попытки были сделаны во Франции, Англии и Пруссии,
но неудачно, а удались только в Испании, Неаполе и Португалии, где правительства
были низвергнуты. Но все революционеры еще более ожесточены против учения
Христа, которое они особенно преследуют. Их девизом служит: убить... Я
даже не решаюсь воспроизвести богохульство, слишком известное из сочинений
Вольтера, Мирабо, Кондорсе и им подобным". |
Мы видим, что Александр I знал о существовании масонско-еврейского
заговора и готовился к борьбе, а не сидел сложа руки, считая себя основным
виновником расцвета революционно-либеральных идей, как это обычно изображают
историки.
Император первое время не говорил о главной цели организации военных
поселений даже Аракчееву.
Желая создать верную ему воинскую силу, Александр I после подавления
с ее помощью масонско-дворянского заговора, возможно, предполагал использовать
ее и для осуществления своей заветной мечты – уничтожения крепостного права.
Мысль о необходимости освободить крестьян Александр I не оставлял в течение
всего царствования, ожидая улучшения политической ситуации. Поэтому обвинения
царя в том, что он-де рабовладелец, по меньшей мере, не обоснованы.
"Совершив капитальную ошибку своего царствования
– разрыв с Наполеоном, – указывает А. Керсновский в "Истории русской армии",
– Император Александр в дальнейшем действовал безупречно. Он отстоял честь
и достоинство России – и в тот великий Двенадцатый Год оказался воистину
Благословенным". |
|