– В буддизме есть различные религиозные течения. Если говорить в общем,
то, наверное, их можно подразделить на Большую и Малую Колесницы. Чем они
отличаются?
– Во-первых, учение Будды Сакьямуни наиболее правильно передано в первоначальном
буддизме. По крайней мере, те сутры, которые пришли на Шри-Ланку, сейчас
считаются наиболее старыми.
Грубо учеников Будды Сакьямуни можно поделить на два типа. Одни называются
– Тхеравада, это группа людей, которые изучали и практиковали учение изо
всех сил. Вторые – Махасамгхика, группа людей, которые прикладывали больше
усилий к практике, чем к изучению, и распространяли закон большому количеству
людей.
Махасамгхика развила учение Большой Колесницы на основе критики того,
что Тхеравада стремится только к индивидуальному Освобождению и Просветлению.
Например, школа Чистая Земля буддизма Камакуры или учение Истинной Школы
Чистой Земли принадлежат к вере в Будду Амитабу, что относится к Махасамгхике.
Догэн принес в Японию религию, которая относится к Тхераваде, но даже
она была передана по северному пути. Он вернулся в Японию с частью буддизма
Тхеравады. Но сам Будда Сакьямуни был совершенным и самые ранние писания
объясняют всё. Иначе говоря, мое мнение таково, что Тхеравада включает
в себя все учения Махаяны и Тантра-Ваджраяны.
Возможно, я единственный в мире, кто придерживается этого мнения, потому
что учения южного пути обычно рассматриваются как Хинаяна, Малая Колесница,
или низшее учение. Но вся беда в том, что Три Палийских Текста, принадлежащих
южному буддизму, не были правильно переведены на японский.
Сейчас выясняется, что даже вершине северного буддизма, Тибету, не
было передано учение Тантра-Ваджраяны и Махаяны, записанное в Трех Палийских
Текстах, относящихся к южному буддизму.
(23 января 1991 года, Токийский Университет)
|