– В буддизме есть различные религиозные течения. Если говорить в общем, то, наверное, их можно подразделить на Большую и Малую Колесницы. Чем они отличаются?

– Во-первых, учение Будды Сакьямуни наиболее правильно передано в первоначальном буддизме. По крайней мере, те сутры, которые пришли на Шри-Ланку, сейчас считаются наиболее старыми.
Грубо учеников Будды Сакьямуни можно поделить на два типа. Одни называются – Тхеравада, это группа людей, которые изучали и практиковали учение изо всех сил. Вторые – Махасамгхика, группа людей, которые прикладывали больше усилий к практике, чем к изучению, и распространяли закон большому количеству людей.
Махасамгхика развила учение Большой Колесницы на основе критики того, что Тхеравада стремится только к индивидуальному Освобождению и Просветлению. Например, школа Чистая Земля буддизма Камакуры или учение Истинной Школы Чистой Земли принадлежат к вере в Будду Амитабу, что относится к Махасамгхике.
Догэн принес в Японию религию, которая относится к Тхераваде, но даже она была передана по северному пути. Он вернулся в Японию с частью буддизма Тхеравады. Но сам Будда Сакьямуни был совершенным и самые ранние писания объясняют всё. Иначе говоря, мое мнение таково, что Тхеравада включает в себя все учения Махаяны и Тантра-Ваджраяны.
Возможно, я единственный в мире, кто придерживается этого мнения, потому что учения южного пути обычно рассматриваются как Хинаяна, Малая Колесница, или низшее учение. Но вся беда в том, что Три Палийских Текста, принадлежащих южному буддизму, не были правильно переведены на японский.
Сейчас выясняется, что даже вершине северного буддизма, Тибету, не было передано учение Тантра-Ваджраяны и Махаяны, записанное в Трех Палийских Текстах, относящихся к южному буддизму.

(23 января 1991 года, Токийский Университет)
Hosted by uCoz